МАТЕМАТИКА - ОСНОВА ВСЕХ ТОЧНЫХ НАУК. РЕБЕНОК, ХОРОШО ЗНАЮЩИЙ ЭТУ НАУКУ, ВЫРАСТАЕТ УМНЫМ, С ШИРОКИМ КРУГОЗОРОМ. УСПЕШНО СМОЖЕТ РАБОТАТЬ В ЛЮБОЙ СФЕРЕ.
ТОТ, КТО НЕ ЗНАЕТ МАТЕМАТИКИ, НЕ ЗНАЕТ ИСТИНЫ. ТОТ, КТО ЭТОГО НЕ ПОНИМАЕТ, ЖИВЕТ ВО ТЬМЕ.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА МАТЕМАТИКИ - НАЙТИ ПОРЯДОК, СКРЫТЫЙ В ОКРУЖАЮЩЕМ НАС ХАОСЕ.
Академик Азимбой Садуллаев
Азимбой Садуллаев-известный математик, доктор физико-математических наук, профессор, академик Академии наук Республики Узбекистана, руководитель крупной научной школы по теории функций, награжден нагрудным знаком «Знак Узбекистана» (2000 г.), орденом «Трудовая слава» (2020 г.).
Научная деятельность А. Садуллаева посвящена «Теории функций многих переменных». Совместно с американскими учеными им заложены основы нового научного направления теории плюрипотенциалов и это направление сейчас является предметом исследования многих научных центров. Оно широко применяется в многомерном комплексном анализе, в задачах математической физики и квантовой теории поля, успешно применяется в различных проблемах теории функций многих комплексных переменных и комплексных динамических системах. Ряд фундаментальных работ А.Садуллаева опубликованы в престижных зарубежных научных журналах и включены в учебники и монографии других авторов.
А.Садуллаев родился 9 января 1947 года в Шовотском районе Хорезмской области в семье рабочего. После окончания средней школы в 1963 году он поступил на механико-математический факультет Ташкентского государственного университета (ныне Национальный университет Узбекистана) и во время учебы здесь он привлек внимание великих ученых, наших академиков Т.А. Саримсакова и С.Х. Сирожиддинова и по их рекомендации с 1966 г. А. Садуллаев продолжил обучение на механико-математическом факультете Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. И здесь всемирно известный ученый Б.В.Шабат сразу раскрывает в нем врожденный талант. Его первая научная работа, написанная на 4-м курсе, была посвящена исследованию примера Фату, хорошо известного математика. Результаты этой работы высоко оценены специалистами и опубликованы в журнале «Математические заметки» АН СССР.
В 1969 году после успешного окончания МГУ по рекомендации кафедры «Теории функций и функционального анализа» был принят в аспирантуру под руководством Б.В. Шабата по специальности 01.01.01- математический анализ. С этого момента его творческий путь тесно связан с Московской математической школой теории функций.
Последующие работы А.Садуллаева посвящены классической теории целых и мероморфных функций, на основе которой досрочно, в Московском государственном университете он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Каноническое произведение и аналитические множества». С первого Сентября 1972 он принять на работу старшим преподавателем на математический факультет Ташкентского государственного университета.
В 70-80-е годы прошлого века возникли ряд проблем в теории многомерного комплексного анализа, аналитического продолжения, теории аппроксимации многочленов и рациональных функций. Подобные задачи для одномерного комплексного анализа решались применением классической теории потенциалов. Поэтому перед экспертами встала проблема создания многомерной «Теории потенциалов», отвечающей за голоморфные функции многих комплексных переменных. Вместе с американскими математиками Э. Бедфордом и Б.А.Тейлором он активно участвует в создании основы этой теории и принципов ее применения. Теория была полностью сформирована к 1982 году и в настоящее время является наиболее важной областью теории функций.
Сидя в кругу преподавателей и студентов, он любит вспоминать те времена: «В 1978–1982 годах я проводил научное исследование, в основном в Математическом институте им. В. А. Стеклова в Москве. В городе мы с коллегой-математиком сняли однокомнатную квартиру. График строгий: на работе находимся до 7-8 часов вечера, примерно в час ночи, готовим узбекское блюдо, обычно плов, хорошо поужинав, работаем до 5 часов утра. Я просыпался в час дня и после завтрака шел в МГУ или Институт математики. Там научные дискуссии и семинары обычно проводились с 15:00. Здесь мы обсуждали изученные и полученные новые результаты с участием известных математиков А.А. Гончара, А.Т. Витушкина, Б.В. Шабата, Е.М. Чирки и других.
Работа А.Садуллаева в таких условиях не преминула дать свои плоды. Примерно в 1980-х годах он доказал ряд фундаментальных теорем, а в 1982 году успешно защитил докторскую диссертацию в Математическом институте.
В 80-х и 90-х годах прошлого века А. Садуллаев наладил связи с рядом зарубежных научных центров. Ему поступают предложения читать лекции, проводить совместные исследования; он работал и проводил научное исследование во многих университетах Европы и Америки. Изучение зарубежного опыта оказывает на него сильное влияние в последующем успешном проведении педагогической и общественной работы.
В 1985-1992 годах А. Садуллаев-декан математического факультета Ташкентского государственного университета, а с 1992 года-ректор Ургенчского государственного университета и с 1997 года по совместительству-председатель вновь созданной Хорезмской академии Мамуна. В должности ректора А. Садуллаев уделял особое внимание качеству учебного процесса, эффективной работе с талантливыми студентами, организации научных семинаров, укреплению связей с зарубежными исследовательскими центрами, обеспечению Республики квалифицированными кадрами. В результате этих усилий Ургенчский государственный университет получил международное признание.
Несмотря на занятость в различных руководящих должностях, работа со студентами, молодыми талантами, проведение научных исследований со своими учениками всегда является приоритетом в его деятельности. Несколько его учеников являются призерами 1-3 мест в Международных олимпиадах по математике, 6 его учеников являются лауреатами Президентской стипендии. По его непосредственной инициативе и под его руководством была организована Научная конференция математиков США и Узбекистана, которая теперь проводится каждые два года в США и Узбекистане. А. Садуллаев также является одним из главных организаторов ежегодной узбекско-израильской конференции.
Пожелаем учителю-наставнику крепкого здоровья и успехов в работе!