ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАШИХ АКАДЕМИКОВ

ВСЕВОЛОД ИВАНОВИЧ РОМАНОВСКИЙ

(05.12.1879-06.10.1954)

Всеволод Иванович Романовский, замечательный человек, великая личность и ученый, великодушный и щедрый наставник, занимает особое место среди ученых, писателей и художников, внесших большой вклад в развитие науки, литературы и искусства нашей страны и оставивших богатое духовное и творческое наследие. Ученый родился в 1879 году в городе Верний (ныне Алма-Ата). Его отец был сослан в этот город за участие в восстаниях против Российской империи за освобождение Польши. Отец Всеволода умер, когда ему было 12 лет, и они с матерью переехали в Ташкент, чтобы зарабатывать на жизнь. Здесь он окончил профессиональное училище и поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, но его интерес к математике взял верх, и он решил учиться в университете. Для этого нужно было иметь аттестат о среднем образовании. Поэтому он вернулся в Ташкент, проучился еще год и в 1901 году был принят на физико-математический факультет Петербургского университета.

Талант В.И. Романовского проявился еще в студенческие годы, и после окончания учебы его взяли в университет для проведения научных исследований. Примечательно, что молодой математик в этот период также занимался восточной поэзией и философией, а позже даже сказал: «Я должен был быть востоковедом, я сожалею, что не занимался восточной поэзией и философией». Неудивительно, что В.И. Романовский гордо считал себя «тюркистом», а Санкт-Петербург был одним из крупнейших центров востоковедения.

Несмотря на большой потенциал в научной деятельности, из-за финансовых трудностей В.И. Романовский был вынужден вернуться в Ташкент. Здесь он преподает математику в школе, где учился. В 1910 году он был приглашен в Варшавский университет профессором. Позже он стал профессором Ростовского университета. Несмотря на высокий карьерный рост в обоих городах, он планирует вернуться в Ташкент. В его дневнике говорится: «Менее чем через год после того, как я уехал из Ташкента, я стал скучать по Туркестану. С того дня, как я прибыл сюда на работу, у меня нет покоя. Ежегодно, с наступлением осени хочу бросить университет и вернуться в родные края.  Столько осознанности и изысканности я ощущал во время прогулок по Чирчикскому оазису и разлука с ними разбивает мне сердце. Даже дождь напоминает мне горы Средней Азии». (отрывки из книги А. Н. Боголюбова и Г. П. Матвиевской, «Всеволод Иванович Романовский», изданной в Москве в 1997 г.).

Он даже попытался успокоить свои чувства ностальгии, вложив их в стихи. Один из них называется «Сердце Азии» и посвящен Самарканду:

Регистан, купола, золотая плитка,

Гробницы- великолепны, хижины- утомлены.

От тысячелетней печали – лоб мой испещрен.

Отличие - одновременно волшебно и очевидно.

Наконец, в 1918 году В. Я. Романовский вернется в Ташкент, и ученый, который начал работать в школе, мечтает открыть здесь и университет. Он пишет письма и статьи, обосновывая необходимость этого. В частности, в статье, опубликованной в первом номере газеты «Туркестанский учитель» в 1918 году, мы читаем следующие строки: «Туркестан - древняя и высококультурная страна, с большим потенциалом развития, богатая и уникальная. Здесь видится величие времен Амира Темура, которое вскоре после его смерти страна столкнулась с кризисом. Теперь на его месте должен начаться новый период возрождения. Это возрождение должно быть основано на гармонии ума с природой. Это будущее Туркестана, всей его земли и будущее всех его народов. Первым шагом в этом направлении является открытие университета в Ташкенте».

В. Я. Романовский преподавал в Туркестанском народном университете (ныне Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека) с первого дня его открытия и до конца своей жизни. В 1943 году был создан Институт математики и механики Академии наук Узбекистана, и после назначения директором он продолжил преподавать. Известный ученый скончался в 1954 году. По завещанию В. И. Романовского математическому факультету передана в дар 10-тысячная личная библиотека. Таким образом, книги великого учителя стали основой факультетской библиотеки. Сейчас это кабинет Романовского, это один из любимых классов студентов и аспирантов математического факультета.

Вернемся в то время, когда в Ташкенте был основан университет. Коренные народы не имели доступа к образованию в этом учреждении. Дело в том, что для обучения в вузе студенты должны были иметь определенный объем знаний. Однако и правители Российской империи, и большевики поддерживал узбекские школы на таком уровне, который «служил искоренению безграмотности». Кроме того, необходимо было подготовить учителей, которые могли бы дать среднее образование.

В таких условиях В.И. Романовский уделял особое внимание каждому представителю титульной нации, поступавшему на факультет. Одним из первых представителей узбекской молодежи, поступившим в вуз, был Т.Н. Кори-Ниёзий. Это был Кари-Ниязи. Позже между ними складываются дружеские отношения. Т. Н. Кори-Ниязи вспоминает в своей книге «Школа жизни»:

 «Из русских ученых, работавших в Среднеазиатском государственном университете, мне особенно нравились В.И. Романовский (математик), Л. Н. Корженевский (географ) и Л.А. Ошанин (антрополог), с которыми близилась дружба с Ошаниным у нас завязалась дружба. Каждый из этих ученых почти всю свою жизнь провел в Узбекистане. У всех троих были общие черты: вежливость, честность, человечность, искренность и благородство в разговоре и работе.

В. Я. Романовский был моим непосредственным наставником. Он знал Восток, особенно Среднюю Азию, почти во всем. Он свободно говорил на многих языках, особенно на французском, немецком, английском, арабском и персидском.

Романовский был очень скромным, можно даже сказать - образцом скромности». В.И. Романовский, помимо преподавания, был известен в Европе ученым в области теории вероятностей математики, его даже можно назвать одним из основоположников математической статистики. Поэтому в 20-х годах прошлого века он начал готовить научные кадры в области математики в университете. Он воспитал таких математиков как Н. Н. Назаров, В. Н. Перегудов. В то же время каждый молодой студент титульной национальности находится под всегда под чутким и тщательным его наблюдением. Об этом говорит академик Т.А.Саримсаков, поступивший в университет в 1931 году. Саримсаков пишет в своей книге «Отрывки из жизни»: «Хотя профессор Б. И. Романовский не преподавал непосредственно на первом курсе, он обратил на меня внимание и интересовался тем, как я занимаюсь». Заметив способности молодого человека к математике, профессор привлекает его к научным исследованиям. Т. А. Саримсаков вспоминает: «В 1936 году я с отличием защитил диссертацию и окончил физико-математический факультет САГУ. Руководителем дипломной работы был мой уважаемый педагог и наставник В.И. Романовский.

Примечателен отрывок из его книги: «По распределению меня назначили преподавателем Бухарского государственного педагогического института. Но, в связи с тем, что профессор В. И. Романовский настаивал на том, чтобы меня оставили в университет, меня назначили ассистентом в самом университете. Я учился в аспирантуре. Мой научный руководитель, мой постоянный наставник - профессор В. И. Романовский».

Под научным руководством ученого Т. Н. Кори-Ниязи стал первым доктором наук в области математики из числа местного населения. Т.А. Саримсаков стал первым исследователем-математиком-профессором в Центральной Азии.

Еще один любимый ученик ученого - академик С.Х. Сирожиддинов. К сожалению, рано скончавшийся Саъдихон, не имел возможности написать воспоминания о своем учителе. Но из разговоров учителя, из воспоминаний современников хорошо известно, что учитель и ученик были очень близки.

В частности, А.Хасанов, брат С.Х.Сирожиддинова, вспоминает: «Мой брат служил на фронте, и в 1942-43 годах в войне произошли большие перемены; фашисты потерпели поражение сначала на подступах к Сталинграду, затем на Орловско-Курском фронте. В связи с этим В. Романовский встретился с тогдашним главой республики Усмоном Юсуповым и сказал, что нужно подумать о судьбе научных кадров и постараться их сохранить. В результате с фронта вызвали ученых, шахтеров, учителей и художников. В их числе вернулся с войны Саъди Хасанович. Он вернувшись с фронта, поступил в основанную Романовским аспирантуру и вскоре защитил диссертацию». В.И.Романовский, хорошо знавший математический потенциал С.Х.Сирожиддинова, отправил его учиться в докторантуру МГУ. Он звонит А.Н.Колмогорову, одному из самых известных профессоров университета и просит стать руководителем молодого ученого. В результате, С.Х. Сирожиддинов в короткие сроки защитил докторскую диссертацию. Т.А.Саримсаков, ученый, несколько лет проработавший в МГУ, после смерти В.И.Романовского вернулся в Ташкент в 1956 году с намерением возглавить научную школу теории вероятностей и математической статистики и укрепить математические исследования в нашей стране. Во второй половине ХХ века научная школа Романовского-Саримсакова-Сирожиддинова была главной «кузницей», снабжающей математическими кадрами все университеты Центральной Азии. Десятки докторов наук и сотни кандидатов наук окончили его университет.

Сегодня более 20 вузов страны, ряд научно-исследовательских институтов Академии наук Республики Узбекистан, в первую очередь Институт математики им. В.И. Романовского готовят научно-педагогические кадры по профессиональной математике, прикладной математике, механике, ЭВМ, моделированию, статистике, экономической математике. В каком бы учебном заведении независимого Узбекистана вы бы не были, встретите там учеников  В.И. Романовского или подготовленных ими математиков.

Наш учитель, наставник В.И. Романовский, признававший Туркестан и Узбекистан как «свою родину», любивший и верно служивший ему был награжден в 2004 году орденом «За выдающиеся заслуги».

Академик А.А. АЗАМОВ